Эксперт «Газеты.Ru», трехкратная олимпийская чемпионка по биатлону и лыжным гонкам Анфиса Резцова проанализировала выступление мужской сборной России на пятом этапе Кубка мира по биатлону в Рупольдинге. Бывшая спортсменка прошлась по персоналиям спортсменов, назвала своих фаворитов и выразила обеспокоенность за будущее Ивана Черезова.
источник фото rusbiathlon.ru
В системе подготовки российских спортсменов есть еще один пробел. Все четыре года тренерский штаб не обкатывал молодежь. Сейчас наши молодые спортсмены сидят на этапах Кубка России и Кубка IBU. И все. Я постоянно об этом твердила и предлагала вывозить на этапы мирового Кубка по два-три молодых спортсмена. Конечно, они поначалу будут 30-е места занимать. Но от старта к старту они будут набираться опыта, постепенно к ним придет стабильность.
Возьмите тех же немцев. Каждый олимпийский цикл они взращивают новых спортсменов, мы видим преемственность в их сборной. Они подготавливают парочку молодых биатлонистов, как ребят, так и девчат. Это правильное направление развития вида спорта.
Я никогда не забуду тот момент, когда Пихлера только назначили на пост старшего тренера женской сборной России, и в своем первом интервью он озвучил мысль, что в команде нет лидера. А я считаю, что у нас все могут быть лидерами. Спустя год, который мы, кстати, провалили, в СБР прошло совещание.
Пихлер постоянно искал себе оправдание. «Мы идем по правильному пути. Сбоев в подготовке у нас нет. Но в России нет талантов», — говорил он. Милый мой, дорогой, я-то знаю точно, что таланты у нас есть. У нас в России, как нигде, талантов очень много. Особенно в глубинках и на периферии.
Таланты есть. Но их нужно искать и как алмаз обработать. Чтобы алмаз превратился в бриллиант. Не нужно сидеть и ждать Бьорндаленов и Резцовых. Готовых талантов на блюдечке нам никто не преподнесет. Но Вольфганг Пихлер тогда меня не послушал. Он не стал бросаться на поиски тех, из которых в дальнейшем могло бы что-то получиться. Что ему дали три-четыре года назад, с тем он и сидит до сих пор. И какой он после этого специалист? Тебе дали четыре года, ну так ты и работай.
Я в прошлом году предложила Владимиру Барнашову и Александру Селифонову использовать систему Александра Алексеевича Грушина, тренера по лыжным гонкам. В подготовительный период он набирал расширенный состав до 30 человек. А потом пять месяцев все вместе под его руководством централизованно по одной системе готовились к сезону. А перед началом сезона проводилась фильтрация. Готов – в команде, не готов – извини, продолжай тренироваться дома. Безо всяких обид. Это было бы честным, нормальным и правильным решением по отношению к спортсменам в первую очередь. Но кто ж меня послушает? Зачем?
Есть шесть человек, вот тренеры и расставляют этих спортсменов по этапам как шахматные фигуры. У меня много мыслей в голове. Но думаю, что будем воплощать все идеи уже после Сочи. После Олимпийских игр многое поменяется: будут перестановки и в руководстве, в тренерском штабе.
Я человек спорта, всю жизнь отдала своему любимому делу и неравнодушна к происходящему. Хочется, чтобы биатлон оставался одним из ведущих видов спорта в нашей стране.
Ну не смог Антон Шипулин отработать последний круг в эстафете как положено. Видно было, что что-то его тяготило, что-то мешало ему. Неужели тренеры со стороны не видят очевидных вещей? Причем сначала все подумали: может, у Антона лыжи были плохо подготовлены. Но после гонки он опроверг эту информацию. Значит, что-то внутри него такое засело. И на данный момент он не может достойно бороться за золото. А с каких позиций выкарабкивались норвежцы… Но они боролись, терпели и приблизились. У Антона победа была практически в кармане, но так тяжело ему пришлось. Если бы я могла ему чем-то помочь, то я выбежала бы на трассу и помогла ему.
Я не особо верю в Алексея Волкова. Я за ним наблюдаю на протяжении многих сезонов. Да, он стабильный стрелок – это качество у него не отнять. Стреляет всегда четко и в хорошем ритме. Сейчас он выглядит суперски на лыжне по сравнению с другими нашими ребятами. Но прибавить он уже вряд ли сможет. Хорошо, если я ошибаюсь. Но то, что он выглядит на данный момент лучше многих наших спортсменов, – это однозначно.
Я хочу отметить Алексея Слепова. Очень неплохой перспективный парень. На этапах IBU он пару раз отметился. Да, есть проблемы со стрельбой. Но он только по-хорошему два сезона в биатлоне. Со Слеповым нужно работать, им надо заниматься. Почему бы его не рассмотреть на этап в Антерсельве? Тем более, Дмитрий Малышко сказал, что будет пропускать итальянский старт.
Хорошо, что Женя Гараничев сейчас выравнивается. В начале сезона он был в какой-то спячке.
Вот мы говорим, что Антон Шипулин надежен. А если он будет чувствовать себя в Сочи как на последнем этапе рупольдингской эстафеты? А мы не доверяем молодежи. А вдруг тот же самый Слепов возьмет и выстрелит?
В моей карьере была такая ситуация, которая произошла именно в тот момент, когда я переходила из юниорок во взрослый спорт. И я сразу попала в основной состав сборной на чемпионат мира в Австрии. И мне доверили пробежать заключительный этап, на котором всегда выступала Раиса Сметанина. И тренеры, и спортсмены на общем собрании предложили мою кандидатуру. Говорят, а давайте попробуем молодую? А почему нет? Я тогда пришла первой, и с 1985 года я стала незаменимой финишеркой сборной. Но ведь же доверили молодой 20-летней девчонке. Вот вам и пример.
Почему сейчас боятся пробовать и рисковать? По крайней мере, из того состава, который вырисовывается перед Олимпиадой, буквально каждый из спортсменов может подвести. Согласитесь? Прошло пять этапов. Каждый может как выстрелить, так и провалиться, причем как в одной гонке, так и на всем этапе. Вспомните предыдущие эстафеты Дмитрия Малышко.
Я очень люблю и уважаю Ваню Черезова. За его неиспорченный, неизгаженный, неизбалованный характер. Я звонила в СБР и советовала тренерам обкатать Ивана с начала сезона. «Ну возьмите его! Парню очень сложно втянуться после двух пропущенных из-за травмы сезонов», — кричала я. Сейчас Ваня характером готов к борьбе на Олимпийских играх, он боец по своей натуре.
Черезов скромный, спокойный, но он боец. Но кто ж его возьмет? Ведь у него должен быть свой продюсер, который будет его везде пихать и тянуть.
Мне очень обидно за Ваньку. А ведь он мог бы влиться в эту олимпийскую борьбу, если бы его обкатывали с первого этапа. От старта к старту он бы набрал кондиции. А сейчас он надломлен психологически и отправлен в ссылку на этапы IBU. Потому что биатлонист не видит перспектив на сегодняшний день.
Вот почему спортсмены заканчивают карьеру в 20 лет, а другие уезжают выступать за другие страны. Потому что в России они не видят дальнейших перспектив для развития. Все логично. Поэтому хочется верить, что после Сочи все поменяется. Мы обратим внимание на молодежь в возрасте 20–25 лет. Лыжи и биатлон – это виды спорта для долгожителей. У нас, как и в любви, все возрасты покорны.
Подготовила Анастасия Пешкова